Грузовая цепь
Одним из основных видов сырьевого материала для изготовления строп являются цепи. Несмотря на появление новых видов грузовых строп, способных конкурировать с цепными стропами на рынке грузоподъемных приспособлений, цепи до сих пор востребованы и широко применяются благодаря своим исключительным качествам.
К основным положительным качествам цепей и цепных строп можно отнести:
- Долговечность. Срок службы строп исчисляется годами и десятками лет.
- Высокая гибкость. Звенья цепи лежат во взаимно перпендикулярных плоскостях, это обеспечивает подвижность и гибкость во всех направлениях по всей длине стропа.
- Высокая устойчивость к агрессивным условиям окружающей среды.
- Возможность использования строп при высоких температурах и открытом огне.
- Возможность строповки грузов с острыми кромками без использования средств защиты.
- Ремонтопригодность строп. Вышедшие из строя звенья и отрезки цепи можно заменить на аналогичные с помощью соединительных элементов.
При этом цепные стропы имеют ряд существенных недостатков, ограничивающих их использование. Главным недостатком является собственный вес строп, при одинаковой грузоподъемности он значительно больше в сравнении с канатными или текстильными.
Также немаловажным недостатком является сложность осмотра и выявления повреждений. Значительная доля обрывов цепи происходит не вследствие перегруза, а из за значительной усталости металла, накапливающейся в течении эксплуатации. Обнаружить внутренние повреждения и микротрещины при визуальном осмотре невозможно, поэтому предупредить обрыв крайне сложно. Сам же обрыв происходит практически мгновенно.
Правилами безопасности оговариваются нормы браковки строп при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи более 10%.
Цепи грузовые как основа для изготовления строп
Цепь это гибкое изделие, состоящее из отдельных соединенных последовательно овальных жестких звеньев расположенных взаимно перпендикулярно использующиеся в качестве грузовых и тяговых элементов.
Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями РД 10-231-98 (РД-10-33-93 с изм. 1 1998), Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, а также конструкторско-технологической документации. Общие требования к цепям, применяемым при изготовлении строп, сводятся к следующему: при проектировании цепных стропов должны использоваться круглозвенные цепи, коэффициент запаса прочности цепи по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть не менее 4 (п. 2.19.4 ПБ 10-382-00).
Цепь для грузовых строп изготавливается из низкоуглеродистой стали и должна соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные». В зависимости от типа исполнения можно выделить цепи:
- Сварные, пластинчатые, шарнирные, специальные.
- Калиброванные и некалиброванные.
- Короткозвенные и длиннозвенные.
- Нормальной, повышенной и высокой прочности.
Согласно руководящим документам в качестве грузовой используются сварные круглозвенные цепи, именно данный вид цепей способен выносить нагрузки, возникающие в процессе подъема и перемещения грузов.
По точности изготовления сварные цепи подразделяют на калиброванные и некалиброванные. Калиброванные цепи в процессе их изготовления имеют более жесткий допуск — допускается отклонение размеров до 3% от регламентированных, для некалиброванных цепей допускается отклонение до 10%. Калиброванные цепи можно использовать для работы со звездочкой и зубчатыми барабанами, имеющими специальные гнезда, в то время как некалиброванные предназначены для работы с гладкими блоками и барабанами. В качестве грузовых возможно использование цепей обоих видов.
В зависимости от размера звена, цепи изготавливают длиннозвенные и короткозвенные. Длиннозвенные цепи более подвижны, их легко удлинить или укоротить, образовать петлю методом «звено в звено», однако она не рассчитана на высокие нагрузки. В связи с этим в качестве грузовых гораздо чаще используются короткозвенные цепи.
Круглозвенные цепи могут изготавливаться нормальной прочности и повышенной прочности из легированных сталей с использованием термообработки, что позволяет добиться большего разрывного усилия и повышенной износостойкости. Высокопрочные цепи отличаются меньшей массой и размерами, увеличенным сроком эксплуатации.
При изготовлении цепь маркируется следующим образом: наименование (цепь, цепь с распорками, цепь с буртиком), тип цепи (А — короткозвенная, Б — длиннозвенная), класс качества, калибр (номинальный диаметр прутка) и шаг звена (внутренняя длина звена цепи). Например: цепь круглозвенная сварная некалиброванная А2-3-8×24 ТУ ВКФР 303613.005-2005.
Комментарии (4)
Написать комментарий